В феврале 1941 года закончился срок заключения «политического» Кравчика Эммануила Давидовича. Определялось новое место ссылки. Домой, в родной Харьков, возвращаться ему было запрещено. Там прошла его молодость, учеба в Харьковском технологическом институте, вступление в комсомол и в члены Коммунистической партии ВКП(б). Там он встретил свою первую любовь – Иду Зунделевич. Со всем пылом и энтузиазмом молодая семья включилась в строительство социалистического общества. По выражению Л.Троцкого, советская молодежь «думала сердцем», сильнее всех воспринимала лозунги о мировой революции, свято верила в светлое завтра.
Принимая участие в собраниях и диспутах, молодые люди прониклись идеями троцкизма и примкнули к оппозиции. Бдительные блюстители идейной чистоты рядов коммунистической организации исключили Кравчика Э.Д. из рядов партии и выслали семью в Казахстан. После трехлетней ссылки им разрешили вернуться в Харьков.
В 1929 году Эммануил Давидович поступает на Харьковский электромеханический завод им. Сталина инженером. И сразу молодой специалист проявил свои незаурядные конструкторские способности в разработке асинхронного двигателя МА-200 КН.
Харьковский завод в то время являлся одним из ведущих предприятий электромашиностроения СССР с числом работающих 19 тыс. человек, в том числе 3275 – инженерно-технические работники. Завод производил мощные электромоторы, автоматическое оборудование, новейшую высоковольтную аппаратуру на уровне лучших зарубежных образцов. На металлургических заводах, угольных шахтах и нефтепромыслах, на большинстве электростанций работали паровые турбины, генераторы, созданные умелыми руками «хэмзовцев».
В феврале 1936 года во время очередной партийной «чистки» Эммануил Давидович был исключен из рядов компартии, арестован и постановлением особого совещания НКВД за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» был приговорен к 5 годам заключения в лагерях. Наказание он отбывал в Воркуте. В этот раз возращение в родной Харьков ему было запрещено.
Новым местом ссылки был определен Урал, поселок Нижняя Баранча, Баранчинский электромеханический завод им.Калинина.
К 1941 году Баранчинский завод за 20 лет своего существования превратился в крупное предприятие, ежегодно поставляющее стране несколько тысяч генераторов, моторов, трансформаторов, измерительных приборов, стало головным разработчиком электрических машин мощностью до 400 кВт. Сталь и железо для их производства получали с уральских заводов, а медь и изоляцию – из Москвы, Ленинграда и Харькова. Поскольку харьковчане сотрудничали с Баранчинским заводом, инженер Кравчик знал о его существовании.
В апреле 1941 года на Баранчинском заводе появляется политический ссыльный инженер Кравчик Э.Д.. И сразу включается в любимую работу. Жизнь лишила его многого, но оставила возможность заниматься любимым делом. Угнетало его и тревожило одно: долгих 5 лет он ничего не знал о своей семье. Жена и сын остались в Харькове. Эммануил Давидович начинает активные поиски. Великая Отечественная война и начавшаяся эвакуация населения из Харькова помогали ему в этом.
В октябре он получает информацию о возможном нахождении семьи в Перми и выезжает по разрешению дирекции завода туда на поиски, которые, увы, не увенчались успехом. Вскоре он узнает о смерти жены, но находит 11-летнего сына Артема, который в сопровождении тети оказывается эвакуированным в Кушву!
Забегая вперед, скажем, что известие о смерти жены оказалось ложным. Как выяснилось, его жена, Ида Зунделевич, в октябре 1936 года была осуждена за активную деятельность в троцкистско-зиновьевской группировке на 10 лет без права переписки и отбывала наказание на Дальнем Востоке.
За политические увлечения молодости семье пришлось расплачиваться всю жизнь. Это лишило их простого счастья быть вместе, вместе жить, воспитывать детей и работать во имя своей великой Родины. Ида Александровна была освобождена только в 1946 году и приехала к мужу. Семья воссоединилась на короткий срок: уже в мае 1949 года Иду Зунделевич арестовали и без предъявления новых обвинений отправили в ссылку в Красноярский край. Их сын Артем, будущий доктор технических наук, вырос с отцом, а маленькая дочь Эстер, родившаяся в 1947 году и ставшая впоследствии врачом, разделила с матерью все тяготы жизни в ссылки. Так бездушная машина ГУЛАГа перемалывала судьбы и жизни людей.
С началом Великой Отечественной войны в работе Баранчинского завода происходят коренные изменения. Делом первостепенной государственной важности стало производство боеприпасов: авиабомб, снарядов; изделий военной электротехники: агрегатов для морских радиостанций, двигателей для электроторпед. Основное участие в проведении научно-исследовательских работ принимал Э.Д.Кравчик. В производственной характеристике на инженера Кравчика от 1946 г. мы читаем, что « тов. Кравчик на всех выполняемых работах проявил себя, как исключительно самостоятельный, инициативный и знающий инженер. Обладая большой эрудицией и опытом, тов. Кравчик при решении каждой технической задачи применяет новые и зачастую оригинальные методы, отличающиеся большой глубиной технической мысли. Тов. Кравчик является выдающимся экспериментатором. »
В годы ВОВ крупной победой коллектива завода было успешное выполнение задания ГКО по созданию и освоению в производстве специального электродвигателя ПМ-5-2, решившего важную задачу коренного улучшения одного из видов военно-морского вооружения.
В октябре 1944 года руководство завода докладывает об окончании разработки еще одной серии электродвигателей, которой суждено войти в историю – «Урал». Расчетами и испытаниями этого двигателя руководил конструктор Кравчик Э.Д.. Электродвигатель особой оригинальной конструкции был необходим для осушения в короткий срок затопленных фашистами шахт Донбасса (обычные способы откачки потребовали бы не менее 5 лет!) По простоте конструкции, по надежности исполнения и защищенности двигатель «Урал» был поставлен в один ряд с наилучшей в то время заграничной конструкцией двигателя фирмы «SIEMENS».
Создавая двигатель, Эммануил Давидович часто и дома занимался разработками и расчетами, просиживая ночи за кульманом. По воспоминаниям домочадцев, когда он работал, все в доме говорили шепотом и ходили на цыпочках. Главным для него всегда была его работа, его творчество. Родина высоко оценила работу баранчинских электромашиностроителей, наградив 4 работников предприятия Государственной премией, но среди фамилий награжденных нет фамилии Кравчик. Прошлое продолжало бросать тень на жизнь настоящую, клеймо «враг народа» жгло по-прежнему. Прикипало к человеку это обвинение, мешало по-достоинству оценить его вклад.
В 1945 году по заданию Министерства лесной промышленности разрабатывается высокочастотный генератор ЧС-7. Автором новой конструкции стал зам. главного конструктора завода Кравчик Э.Д. Генератор оказался настолько технологичным и простым по конструкции, что уже с 1950 года начался его серийный выпуск. Все последующие годы Эммануил Давидович работал над двигателями серии А и генератором ЧС. Обе эти машины позднее принесли славу Баранчинскому заводу. Их заказывали шведы, немцы, канадцы. Именно генераторы ЧС и их модификация установлены на Асуанской плотине в Египте. В конце 1960-х г.г. завод поставлял свою продукцию в более чем 56 стран мира.
Разработанные к началу 1970-х г.г. на Баранчинском заводе двигатели и генераторы больших размеров начали производиться на Харьковском заводе. И теперь уже многие баранчинцы были переведены на Харьковский завод делиться опытом.
Конструктор Э.Д. Кравчик, талантливый ученый, кандидат технических наук, автор 24 научных трудов, щедро делился своими знаниями со студентами Баранчинского электомеханического техникума, преподавая там с 1945 года.
Давно нет на этом свете Эммануила Давидовича, но герой нашей публикации не забыт, его помнят и чтят в научном мире, в семье, в Баранчинском заводе. «Всемирная паутина» предоставляет информацию о нем на сайтах США и Израиля, Харькова и Воркуты («Бессмертный барак») Сайт patentDB.ru публикует сведения об Э.Д.Кравчике, как обладателе патентов на изобретение, а Российская государственная библиотека хранит его научные труды.