В Кушвинском городском краеведческом музее хранится рельефная икона знаменитого уральского камнереза,художника и ювелира Алексея Кузьмича Денисова–Уральского.
Его полотна ставились критиками XIX и XX века в один ряд с картинами В. Верещагина и Н. Рериха, а самым известным художественным произведением -картиной «Лесной пожар» восхищались на всемирных выставках американцы и французы. На долю Денисова-Уральского выпало много трудных испытаний: смерть дорогих людей, одиночество, нахождение в другой стране и безрезультатные запросы к новоявленной советской власти с просьбой разрешить вернуться на родной Урал. Его жизнь – трагична, но, до последних дней он не расстался со своими инструментами, позволявшими ему создавать уникальные творческие творения.
В 1924 году, незадолго до смерти он, находясь в Финляндии, телеграфировал УОЛЕ (Уральскому обществу любителей естествознания) о своей готовности передать в дар Свердловску около 400 различных полотен и минералогические коллекции, но до города они так и не дошли, большая часть затем была бесследно утрачена. Интерес к фигуре художника и размаху его творчества огромен, поэтому сейчас по крупицам и частичкам создается основа той выдающейся коллекции великого мастера.
Икона, находящаяся в Кушвинском музее, носит название «Воскресение Христово». Всего исследователям известны, как минимум, 4 иконы с таким названием, принадлежавшие авторству Денисова-Уральского.
По периметру рельефной иконы расположены различные минералы, создающие у зрителя иллюзию нахождения в гроте пещеры. Во входном отверстии видно Голгофу - холм, где распинали Христа. В основе иконы лежат два библейских сюжета: приход на поклонение к Иисусу жен-мироносиц во главе с Марией Магдалиной и Воскресение Иисуса, свидетелем которого становится ангел.
Для создания иконы Денисов-Уральский использовал различные уральские камни: малахит, кварц, слюдяные сланцы, шабровский тальк, предположительно, селенит, и иные железосодержащие горные породы.
Вопрос о появлении иконы в нашем городе остается невыясненным, так и на данный момент мы не можем точно датировать время и место написания иконы. Известно лишь то, что она была создана Денисовым-Уральским в период до 1900 года.
Не подлежит сомнению и тот факт, что передал в музей данную икону почетный гражданин города Борис Семенович Ермаков, работавший в советское время инструктором городского комитета партии, заведуя отделом атеистической пропаганды! В эпоху борьбы государства с церковью, он сумел спрятать данную икону, а затем передать ее в музей.
В советское время ее хотели обновить (закрасить проявления ржавчины на железорудных камнях), поэтому камни на нижней части иконы залиты серебристой краской. Сломанными являются фигуры ангела и Иисуса, у которых отсутствуют ладони.
14 февраля в музее камнерезного и ювелирного искусства состоится открытие выставки, посвященной 150-летию со дня рождения А.К. Денисова-Уральского и кушвинская икона временно отправится в Екатеринбург.