В 1734 году подготовку к строительству завода начал А. Н. Демидов, но в 1737 году подготовительные мероприятия были приостановлены. В 1743 году началось строительство уже казенного завода по проекту шихтмейстера Ф. Санникова на слиянии рек Актай и Баранча. Запуск завода состоялся 21 сентября 1749 года. Баранчинский завод имел выгодное расположение, он находился относительно близко к Ослянской пристани на реке Чусовой, по которой осуществлялась доставка продукции.
Доменный цех завода считался достаточно крупным. Здесь было построено сразу две доменные печи. За долгий исторический путь доменный цех неоднократно реконструировался. В конце XIX – начале XX века он был настоящим шедевром промышленной архитектуры. Высокие здания доменных печей с крышами в виде четырехгранных куполов, с нарядными карнизами и полуциркульными окнами красиво сочетались с низким зданием литейного двора и корпусами других цехов по бокам. В начале XX века К. Егоров, инспектор Уральских заводов, в своем отчете отмечал: «Баранчинский завод хорошо обустроен, щеголеват по наружному виду. Он предназначен для приготовления чугунных снарядов Морскому и Артиллерийскому ведомствам. Эти большие заказы и изменили общую физиономию завода». На одном заводском дворе размещались: литейная фабрика и механическая мастерская, в которой насчитывалось около 50 станков, осуществляющих очень сложные операции по обточке снарядов.
Кроме того, при заводе работали: кузница, лесопильная мельница, слесарная, меховая фабрики, кирпичный сарай и конюшня, в которой содержалось 30 лошадей.
Все здания цехов имели интересное архитектурно-композиционное решение, они были выстроены из красного кирпича с нарядным белым декором. В разное время Баранчинский завод изготовлял кроме снарядов чугун, различные сорта железа, колеса лафетные и архитектурное чугунное литье.
В 1916 году сюда был эвакуирован из Таллина электромеханический завод «Вольта», ставший основой для создания Баранчинского электромеханического завода. Таким образом, в 1920е годы Баранчинский завод изменил свой профиль. В 1921 году на заводе, впервые на Урале, было организовано промышленное производство электрических машин.
До войны Баранчинский завод «Вольта» выпускал электротехническую продукцию: трехфазные асинхронные электродвигатели постоянного и переменного тока, трансформаторы, шунтованные регуляторы, пусковые реастаты, переключатели, рубильники и др. Помимо этого он являлся центральной мастерской по ремонту электродвигателей и трансформаторов всех систем отечественного и иностранного производства для всего Урало-Сибирского края. В 1940 году завод был переименован в электромеханический завод им. М. И. Калинина.
С началом войны в поселок Баранчинский была эвакуирована часть Ленинградских электромашиностроительных заводов «Электросила» и «Электрик». Завод перестроился на массовое производство боеприпасов, а также выпуск сложных изделий военной электротехники, в частности специального электродвигателя для военно-морского флота. 3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР во главе с Михаилом Ивановичем Калининым наградил Орденом Ленина Завод № 658 Наркомэлектропрома имени Калинина за образцовое выполнение заданий правительства, за освоение и выпуск изделий новой техники для фронта. 18.05.1946 года Заводу также было вручено на постоянное хранение переходящее Красное Знамя ГКО.
В 1993 году был преобразован в ОАО «Баранчинский электромеханический завод „Вольта“».