Здание заводской электростанции
Является сложным в своем плане сооружением, состоящим из нескольких довольно самостоятельных частей. Эти части можно рассматривать как здания, так как они строились по отдельности с начала XIX по XX века. Самое старое здание воздуходувных машин было построено предположительно в начале XIX века. Это прямоугольное в плане здание, с высокой двускатной крышей, первоначально имело оконные проемы в виде стрельчатых арок. Затем с юго-востока к нему было пристроено квадратное в плане здание доменных паровых котлов. Оно было выполнено из кирпича и имело двускатную крышу.
В середине XIX века в пространстве между зданием воздуходувных машин и зданием доменных паровых котлов было построено здание паровых Шуховских котлов с двускатной крышей. Здание с необычайно красивым декором, с множеством карнизов, с пятью окнами, разделенными колоннами в виде балясин.
В 1914 году в связи с планированием строительства централизованной электрической станции, было принято решение о реконструкции старой части комплекса. В результате этой реконструкции ранее разрозненные здания получили единое архитектурно-композиционное решение. Изменился и внешний декор самого старого здания воздуходувных машин. Вместо стрельчатых арок на фасаде появились арочные окна.
Необходимость в централизованной электрической станции большей мощности привела к проектированию нового здания. Его строительство начинается в 1916 году. Здание электростанции было построенно в стиле конструктивизм. Оно выполнено из монолитного железобетона с кирпичным заполнением стен. Строительство завершилось лишь летом 1926 года. Электростанция работала на каменном угле и обладала мощностью 15 тысяч киловатт. Кушвинская ГЭС проработала до 1958 года, до того как были построены в Свердловской области крупные и более современные электростанции и объединены в кольцо «Уралэнерго». 2 сентября 1959 года Постановлением Совнархоза Кушвинская ГЭС была присоединена к Кушвинскому металлургическому заводу.
Комплекс зданий паросилового цеха на сегодняшний день является памятником промышленной архитектуры конца XIX – начала XX века.