«Его превосходительству директору департамента» — блюдо с такой памятной надписью отлито мастерами Верхнетуринского завода в знак признательности уважаемому человеку Коновалову Дмитрию Петровичу.
Д.П. Коновалов - выдающийся российский ученый-химик с мировым именем. Профессор Санкт-Петербургского университета, Академик Академии Наук СССР. Ученик и преемник Д.И. Менделеева. В науке совершил ряд открытий в области физической химии, обосновал законы, которым мировая наука присвоила название «законы Коновалова».
Российское правительство пригласило великого ученого возглавить Горный департамент торговли и промышленности, который осуществлял управление горнозаводскими округами. Приняв приглашение, Д.П. Коновалов выезжает на Урал. Уральская металлургия была хорошо знакома Дмитрию Петровичу. Во время учебы в Санкт-Петербургском горном институте он летнюю практику проводил на заводах Урала. Уже в те годы он считал, что металлургия должна создаваться на законах химии.
Поздней осенью 1907 года Кушва встречала знаменитого гостя. На металлургическом заводе Костров Иван Николаевич, — директор завода, Горный инженер, познакомил с результатами своих научных исследований по расходованию доменного газа на заводских агрегатах: кауперах, котлах и печи Вестмана, показал расчеты. Дмитрий Петрович был приятно удивлен. Позднее он сказал: «Следует отметить, что заводы округа живут полной жизнью. Для широкой и интенсивной работы есть все данные: и богатый материал, извлеченный из недр, и хороший, знающий технический персонал, и кадры обученных рабочих».
В Кушвинском музее хранится фотография, на которой Д.П. Коновалов с группой Горных инженеров и администрацией Гороблагодатского горного округа на Верхнетуринском заводе у рудообжигательной печи Вестмана.
В 1908 году Коновалов Д.П. был назначен заместителем министра торговли и промышленности. В то время должность называлась-товарищ министра.
Государственная деятельность ученого пришлась на годы расцвета Российской империи. Мудрая и дальновидная политика Русского императора Николая II была направлена на создание экономической мощи России.
Одна из главных реформ того времени — денежная. Русский рубль был обеспечен золотым запасом государства. Рубль стал международной валютой. Российский рубль был почти равен американскому доллару.
К тому моменту были четко определены и акценты внешней политики. Хорошо зная уловки «коллективного запада», Российский Император установил более тесные отношения с восточными странами. «Россия будет прирастать Азией» — такова была его геополитика. С этой целью Российское правительство разработало большую азиатскую программу, был создан Русско-Азиатский банк, Китаю была оказана помощь в сохранении его государственности.
Способствовала развитию России и торговля. По темпам роста экспорта Россия уступала лишь Германии и США, но опережала Великобританию и Францию. Свой вклад в развитие торговых отношений внес товарищ министра Коновалов. Благодаря своим личностным качествам: блестящему уму, выдержке и высочайшему чувству долга, ему удалось значительно увеличить российский товарооборот со всеми странами Европы. Российская империя занимала I место в мире по экспорту зерновых культур:
— пшеница - 38 %;
— рожь - 88 %;
— полезные ископаемые (платина, асбест) - 95 %;
— рельсы и металлоизделия - 50 %.
Более 30 % занимали нефтепродукты. Сырая нефть, являлась стратегическим сырьем, поэтому из России не вывозилась.
В начале 20 века по темпам экономического развития Россия находилась в пятерке крупнейших индустриальных держав мира. Но этим державам не нужна была сильная Россия. Близился передел мира, в котором планировали поучаствовать 38 государств. У каждого из них была своя цель. Но главная у всех стран одна — развал Российской Империи.
Дальнейший ход истории известен всем.
В 1915 году Дмитрий Петрович Коновалов снова посетил Кушву. Он выполнял Именной Высочайший указ Российского Императора.
Перед администрацией Гороблагодатского горного округа, директорами заводов округа, собравшимися на экстренное совещание, были поставлены задачи:
— увеличение выпуска снарядов Верхнетуринским и Баранчинским заводами;
— переоборудование Кушвинского завода, постройка трех новых цехов для расширения производства;
— строительство новой железной узкоколейной дороги до реки Чусовой для доставки военной продукции.
За два года Кушва-Сылвицкая дорога была почти построена. Но завершению строительства так же, как и победе России в I Мировой войне помешала революция. Как известно, у каждого времени есть свой порог терзаний и невзгод...
А дорога железная осталась в памяти народной «Коноваловской».
З. Нестерова.