Красивую, будто стремящуюся ввысь церковь на левобережной части Кушвинского завода построил на свои средства кушвинский купец Михаил Ушков и решил, что ставлена она будет во имя Архистратига Божия Михаила. Отсюда и название церкви – Михайло-Архангельская. Построена она была взамен обветшавшей от старости Иоанно-Предтеченской, которая начала действовать еще в 1782 году. Заложена Михайло-Архангельская церковь была по Благословенной грамоте 29 июня 1886г, строительство было окончено в 1892 году.
«Всего на постройку сей церкви с внутреннею ея отделкою, утварью и ризницей издержано храмоздателем 61120 рублей» гласит Ведомость о церкви за 1902 год.
Кто являлся архитектором храма неизвестно, но то, что она является памятником архитектуры XIX века и истории Кушвы – достоверно. Церковь представляет собой двухэтажное кирпичное здание с планом в виде латинского креста. Перекрестие венчает большой шлемовидный купол на высоком барабане, по углам перекрестия располагаются маленькие восьмигранные башенки, завершенные маленькими шлемовидными куполами. С западной части креста расположена трехярусная колокольня, также венчаемая шлемовидным куполом. Большой барабан имеет узкие окна с полуциркульным завершением, что создает впечатление особой светлости храма. С внешней и внутренней стороны храма во имя Михаила Архангела имеются росписи в виде фресок.
Храмоздателем М.Ф. Ушковым в 1886-1908 годах были построены также два деревянных дома для священно – и церковнослужителей. На его средства были приобретены также церковная утварь и богослужебные книги. Помимо этого, он положил в банк капитал в 10 000 рублей с тем, чтобы проценты с него шли в пользу причта.
Первым священником Михайло – Архангельской церкви был о. Михаил Младов.
В годы гражданской войны (1918-1919 гг.) Кушва была охвачена бурными событиями: тяжелые бои, образование новых войсковых формирований, обоюдные расправы и массовые казни.
В 1920 году в храме не было постоянного священника. Возможно, здесь служили священники Свято-Троицкого Собора.
1920-е годы были сложными для Храма. Это было время обновленческого раскола. Обновленческая церковь задумывалась ГПУ как единственная законная церковь в СССР и противопоставлялась патриаршей — монархической. Во время гонений на Церковь со стороны Советской власти, Михайло-Архангельская церковь в Кушве под влиянием настоятеля Свято-Троицкого Собора протоиерея Николая Перминова, приняла власть обновленцев, (за исключением Сретенской единоверческой церкви). Возможно, это решение дало возможность ей избежать разрушения и действовать на протяжении всего своего существования. Верующие Кушвы неохотно признавали новый стиль, не посещали православные храмы и уходили в единоверие или старообрядчество. Это было время церковной смуты и борьбы, посильной не всем душам и умам.
Во время Великой Отечественной войны община храма во главе с настоятелем храма Фесвитяниным собрала сто тысяч рублей в Фонд обороны Родины на строительство самолетов.
В 1945 году на имя общины Михайло-Архангельской церкви пришла Правительственная телеграмма за подписью Сталина, в которой от его имени объявлялась благодарность прихожанам за помощь Красной армии.
После окончания Великой Отечественной войны храм, как и все остальные храмы Русской Православной Церкви принимал участие в восстановлении разрушенного войной хозяйства через приобретение облигаций займов.
Из акта инвентаризации от 20-го декабря 1949 года следовало: «Облигаций госзайма: 3-го займа на восстановление народного хозяйства – 45 тысяч рублей, 4-й заем на восстановление народного хозяйства 1949 г – на 45 тысяч рублей, 3-й Госзаем – на 10 тысяч рублей". Отчислялись также средства для восстановления и ремонта храмов – в селе Бынги, 700 рублей, в г.Карпинск- 200 рублей, в пользу Троице – Сергиевой Лавры - 100 рублей.
60-х, 70-х и 80-х годов о деятельности общины не сохранилось.
В конце 80-х годов была осуществлена реконструкция Храма: печное отопление было заменено на централизованное, 90-95 гг. – было построено новое административное здание Храма.
С апреля 1995 г. по сей день настоятелем храма является священник Дмитрий Меньшиков. В этот период, ознаменованный тем, что были сняты ограничения в церковной жизни, Кушвинский приход стал стартовой площадкой для устройства новых приходов в соседних городах - Качканаре, Верхней Туре, Красноуральске, Нижней Туре, в с. Елкино, п. Баранчинский. Церковь пожертвовала на обустройство новых храмов иконы, богослужебную литературу, предметы утвари.
В Екатеринбурге – в храме Всемилостивого Спаса на Елизавете и больничном Пантелеймоновском храме, в г. Краснотурьинск, Новая Ляля, в Свято-Николаевском и Покровском монастырях г. Верхотурья есть предметы Кушвинской церкви. Прихожане храма, как и многих других, усердно трудились на восстановлении монастырей Верхотурья.
В библиотеке храма, которая быстро пополняется – 850 экземпляров книг религиозного содержания, которыми пользуются 150 абонентов.