Гороблагодатское Рудоуправление — это горнодобывающее предприятие, которое является одним из градообразующих в городе Кушва.
Основой его возникновения стало богатейшее месторождение железных руд, расположенное на восточном склоне Среднего Урала. Оно было открыто местным крестьянином-охотником вогулом Степаном Чумпиным и заявлено властям в мае 1735 года. Месторождение получило название Гора Благодать «с легкой руки» начальника горных заводов Урала Василия Никитича Татищева.
В середине XVIII века в окрестностях Благодати были построены чугуноплавильные и железоделательные заводы: Кушвинский (1739 год), Верхнетуринский (1739 год), Баранчинский (1743 год), Серебрянский (1755 год), Нижнетуринский (1766 год). В начале 19 века эти заводы составляли единый казенный Гороблагодатский горный округ.
С 1789 года на Благодати началась промышленная разработка рудника, были обожжены первые тысячи пудов добытой железной руды. С этого времени Гороблагодатский рудник стал снабжать рудой все чугуноплавильные заводы округа. Высокое содержание железа в рудах способствовало высокой для того времени рентабельности производства на них за счет низкой себестоимости добытой руды.
В начальный период артелями отрабатывались верхние, свободные от серы, зоны коренных руд месторождения. Так как руды залегали на поверхности, разработка рудника велась открытым способом — карьерами, «разносами». Глубина выработок составляла от 2 до 10-16 саженей (от 4,27 метра до 21,3-34,1 метра), далее выработки не углублялись и забрасывались, так как добыча с большей глубины считалась трудной. Подземные работы, прокладывание штолен проводились довольно редко, только с целью исследования близлежащих пластов. Все работы по добыче руд осуществлялись вручную, при этом использовались лишь самые примитивные орудия труда и приспособления: лопаты, кирки, ломы, балды, клинья, тачки.
Чтобы извлечь из руды примеси, ее обжигали. Добытая руда тачками отвозилась на «пожоги» — слои дров, в которых она обжигалась. В 18..году Владимир Карлович Рашет сконструировал специальную рудообжигательную печь, что значительно упростило этот процесс. Откатка руды в ее себестоимости занимала главное место, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой рабочей артели, состоящей из 8-10 человек, 6-8 работников были рудооткатчиками, возившими на тачках добытую руду.
В 1846 году в пределах Гороблагодатского округа было открыто новое месторождение, получившее название Александровского, а через 10 лет, в 1857 году — еще одно - Валуевское месторождение.
Так как запасы руды считались неиссякаемыми, выбирали только самую богатую и чистую руду, содержащую около 50 % железа. Остальная руда шла в отвалы, а геологические разведки признавались излишними.
В начале XX века на руднике проводились работы по механизации производства. В 1901 году была пущена в строй первая на Урале промывочная фабрика для обогащения валунчатых руд на берегу Кушвинского пруда, при этом шламы спускались в сам пруд. А в 1913 году начала работу основная пятиэтажная промывочная фабрика на юго-восточном склоне горы Колясниковой, и шлам спускали уже в Салдинское болото. Эта фабрика работала до 1961 года.
На руднике в начале 20 века появились экскаваторы, компрессоры, пневматическое бурение, к нему была подведена железная дорога, что позволило значительно увеличить добычу руды.
В 1913 году началось строительство канатной дороги, которая должна была связать рудник с доменными печами, но из-за начавшейся Первой мировой войны строительство было остановлено.
Революция и гражданская война нарушили поступательное развитие Гороблагодатского рудника. В начале 1920-х годов, ввиду хозяйственной разрухи, голода, остановки металлургических заводов добыча руды на руднике велась в небольших объемах. Восстановление рудника и его реконструкция, и, соответственно, наращивание рудодобычи начались с 1924 года. Это было обусловлено тем, что начали вступать в строй восстановленные чугуноплавильные заводы, и выявился дефицит железной руды. В 1928 году добыча руды на руднике достигла уровня довоенного 1913 года.
В годы первых пятилеток рудник был реконструирован и механизирован. В карьер пришли более мощные экскаваторы, а также было завершено строительство воздушно-канатной дороги, которая объединила два ведущих предприятия города в единый горно-металлургический комплекс. Росла мощность рудника. В 1928—1929 годах было добыто 234 тысячи тонн руды, в 1931 году добыча возросла до 500 тысяч тонн, кроме того было вскрыто 120 тысяч тонн пустых пород.
В 1930-е годы была осуществлена радикальная реконструкция «Центрального» карьера с переводом его на электровозный транспорт и автооткатку. Все процессы открытой добычи были полностью механизированы. На смену узкоколейному вагонеточному транспорту пришла ширококолейная железная дорога, по которой курсировали большегрузные вагоны-думпкары. Была введена зимняя промывка валунчатых руд. Накануне Великой Отечественной войны на руднике добывалось в год до 614 тысяч тонн руды, агломерационная фабрика давала до 180 тысяч тонн агломерата в год.
В годы Великой Отечественной войны, в связи с оккупацией Украины и Юга России, Урал превратился в главную металлургическую базу страны, горняки Гороблагодатского рудника увеличили добычу руды в два раза. По итогам работы за 1944 год предприятие было признано лучшим железным рудником Советского Союза.
В послевоенные годы рудник был технически перевооружен и резко увеличил добычу руды, были реконструированы старые обогатительные фабрики и построены новые. В 1947 году была сдана в эксплуатацию на Гороблагодатском руднике крупная шахта «Южная». Началась разработка руд Валуевского и Осоко-Александровского месторождения, вступили в строй и начали давать руду «Валуевский» и «Александровский» карьеры, в 1967 году пущена шахта «Валуевская». В это время стала развиваться в крупных масштабах подземная добыча. В карьеры пришли шагающие экскаваторы, паровозы в 1957 году были заменены электровозами, электрифицированы магистральные железнодорожные линии. В 1950—1960-х годах были введены в строй дробильно-обогатительная фабрика № 3 и вторая магнитообогатительная фабрика.
В начале 1970-х годов был в очередной раз реконструирован карьер «Центральный», с 1974 года все горные работы в нем были перемещены на северо-западный участок. В 1977 году был реконструирован уже карьер «Александровский». В 1978 году были выданы на-гора первые тонны руды шахты «Северная».
Таким образом, в советское время в Кушве на базе двух градообразующих предприятий, Гороблагодатского рудника и металлургического завода сложилась настоящая «промышленная империя». В частности рудник включал в себя: горное производство в составе трех карьеров и четырех шахт, обогатительное производство, состоящее из шести самостоятельных предприятий, вспомогательное производство из восьми предприятий, а также учреждения социальной сферы, которые действовали для работников рудника. Это собственные детские сады и столовые, медсанчасть и поликлиника, жко, база отдыха «Зеленый мыс» и профилакторий, а также свой загородный лагерь «Горняк» для детей работников рудника.
Однако уже к 1980-м годам главная рудная залежь горы Благодати, разрабатываемая Центральным карьером, была в основном выработана. За 2,5 века эксплуатации рудника из него было извлечено более 150 миллионов тонн железной руды. К тому же, к началу 1990-х годов моральное устаревание и естественная изношенность материально-технической базы предприятий рудника требовали коренных преобразований, а значит, крупнейших инвестиций. Но общенациональный кризис в стране и последовавшие за ним рыночные реформы не позволили руководству предприятия их осуществить. Со второй половины 1980-х годов объемы добычи руды стали снижаться, а с началом рыночных реформ началось обвальное падение добычи: в 1990 году 4,2 миллиона тонн сырой руды, в 1995 году — 3 миллиона, в 1998 году — 0,6 миллиона тонн. Выпуск товарной руды с 2,1 миллиона тонн снизился до 1,2 миллиона тонн в 1990 году, 0,9 миллиона тонн в 1995 году и 0,2 миллиона тонн в 1998 году.
В марте 2003 года ОАО «ГБРУ» было признано банкротом и Гороблагодатское рудоуправление прекратило своё существование. Шахта «Южная», ДОФ № 4, часть вспомогательных служб после реструктуризации вошли в состав Высокогорского ГОКа. А два главных производства: аглопроизводство и фабрика магнитного обогащения, закрылись.